Аэрография авто

4.1. Аэрограф. Принцип работы и виды. Гид по фирмам.

Аэрограф.
 
Принцип. Главное отличие аэрографа от всех остальных инструментов, которые используют художники, это то, что вы, работая никогда не касаетесь поверхности, и при этом можете нанести краску так как вам это нужно линией, ровной заливкой ,полосами. В отличие от мазков краски, наносимых кистью или мастихином, которые имеют толщину и неоднородность, аэрограф напыляет краситель абсолютно ровным и аккуратным слоем. Когда краска распыляется из аэрографа, она превращается в круглую форму, что и называется распылением, это фактически масса мелких красящих частиц и их количество и качество нанесения регулируется давлением воздуха ,который подается к аэрографу , конструкторскими особенностями аэрографа , то насколько жидкая либо вязкая краска, а так же расстоянием до поверхности и углами под которыми вы работаете с инструментом.
 
Чем выше давление воздуха, тем больше частиц краски вылетает из аэрографа и тем дальше они разлетаются. Работать при высоком давлении не рекомендуется по причине того, что вы создаете большое облако частиц, которые улетают во все стороны от того места где вы работаете , и высыхает не долетая до поверхности, и очень часто садиться противной пылью, которая только портит вашу работу. Правда ее часто можно просто стереть или смахнуть. Нормальное давление при работе с аэрографом 1,5-2 атмосферы, опять же зависимо от конкретного инструмента и от цели, которую вы преследуете. Давление для аэрографа обычно создает устройство под названием компрессор, реже используются баллоны со сжатым воздухом.
 
Краска ,которую используют в аэрографах обычно как можно более текучая и жидкая, и по возможности должна содержать в себе как можно меньше комков пигмента  или пылевых частиц, так как это быстро засоряет инструмент и приводит к рутинной чистке и не работе аэрографа.
 
Расстояние до поверхности тоже немаловажный фактор, от него зависит насколько сконцентрировано ляжет краска, и насколько укроет поверхность.  А угол, под которым вы работаете по отношению к поверхности, влияет на форму вашего распыления.
 
Ну и самое главное это без сомнений сам аэрограф. От него, в основном, и зависит качество нанесения краски на поверхность. Это достаточно сложный с технической точки зрения инструмент, и важно знать по какому принципу он работает и как устроен. На данный момент на рынке несколько десятков фирм ,которые производят аэрографы и каждая из них делает еще не меньше десятка различных моделей, которые различаются техникой распыления и задачами, для которых они созданы. Какой бы аэрограф вы не выбрали в будущем, все производители всегда вкладывают в коробку с инструментом инструкцию о том, для каких целей создан данный аэрограф и как его правильно разбирать, и чистить, поэтому старайтесь внимательно изучать ее.
 
Все конструкции аэрографов различаются принципом управления и принципом смешивания краски с воздухом.
 
Принципы управления:
 
1.      Аэрограф одинарного действия, это аэрографы в которых вы управляете только подачей воздуха нажатием на кнопку, которая называется триггером, а краска мешается с воздухом уже “автоматически”.
 
2.      Аэрограф двойного действия, где вы управляете и подачей воздуха и подачей краски, обычно используя два движения пальца в различных направлениях.
 
Принципы смешивания:
 
1.      Аэрограф внешнего смешивания, когда краска и воздух мешаются вне основного корпуса инструмента в передней его части. Такой способ смешения дает более грубый распыл краски и не совсем подходит профессиональным художникам, а предназначен больше для моделистов, и работ где не требуется очень тонкое распыление краски.
 
2.      Аэрограф внутреннего смешения, это инструмент где краска и воздух перемешиваются внутри корпуса аэрографа в передней его части. Такой принцип используют  большинство профессиональных и любительских аэрографов. Такой способ смешения обеспечивает более ровное смешение и намного более ровную подачу краски.
 
Исходя из этих принципов, существуют несколько основных типов аэрографов:
 
1.      Аэрографы одинарного действия ,внешнего смешения без иглы. Это один из самых простых типов , предназначенный в основном для простейших непрофессиональных  покрасок , либо моделизма, кулинарии и татуажа.  Иногда такой тип аэрографов покупают профессиональные художники для придания особой фактуры, например грубого набрызгивания краски. Вы можете только регулировать расстояние до поверхности и нажимать кнопку вкл/выкл.
 
2.      Аэрографы одинарного действия, внешнего смешения с иглой, иногда с подвижным соплом. Чуть более сложные ,в отличии от аэрографов без иглы, но так же предназначены в основном для небольших работ.
 
3.      Аэрографы одинарного действия , внутреннего смешения. В таком инструменте можно контролировать триггером только подачу воздуха, а количество подаваемой краски регулируется за счет установки самой иглы, регулятором ,расположенным обычно в задней части аэрографа. Такой тип приборов часто называют автоматами и их используют даже профессиональные художники . Он не такой чуткий как аэрографы двойного действия зато имеет ряд плюсов в конструкции и удобстве работы с ним.  Ярким примером такого типа аэрографов являются аппараты фирмы Paasche серии SA (одинарного действия)  модель H1L, и самая удачная модель фирмы Hansa модель Colani которая отличается великолепным дизайном от известного в мире дизайнера Луиджи Колани, но об особенностях различных моделей вы можете прочитать в отдельных статьях.
 
4.      Аэрографы двойного действия , внутреннего смешения. Это наиболее распространенный тип аэрографов, большинство компаний производителей делают именно такие инструменты. В них триггер управляет и подачей воздуха ,нажатием на него, и подачей краски , отведением его назад, и в зависимости от того, насколько далеко это сделать, зависит количество распыла краски который получится. Данная работа с триггером требует навыка и определенного опыта, иначе палец очень быстро устает и трудно дозировать подачу краски. Конструкция у таких инструментов достаточно сложная и требует тщательного ухода и обязательной чистки после каждой работы.  Самыми сложными и дорогими приборами данного типа, являются аэрографы ручного изготовления, либо топовые модели для очень мелких работ, такие как модели компании Iwata серии Custom Micron, которые предназначены только для профессиональных иллюстраторов или художников и совсем не подходят для росписи машин. При этом у каждого производителя есть десятки моделей аэрографов двойного действия внутреннего смешения для любого кошелька и уровня художника.
 
5.      Аэрограф двойного действия ,внешнего смешения, колеблющегося типа. На данный момент только одна компания выпускает такой тип аэрографа это Paashe AB Turbo. Это очень технически непростой инструмент ,который наверно наиболее сложен в работе среди всех, и предназначен только для профессионалов художников, работающих акварельными, масляными красками и практически не подходит для работы с автоэмалями, соответственно для росписи машин он не подходит. При этом его конструкция была изобретена боле ста лет назад и до наших дней практически не изменилась. Особенность этой конструкции заключается в том ,что внутри аэрографа есть турбина, которая приводит в движение специальную иглу. Триггер управляет подачей краски и воздуха.
 
 
Помимо принципов управления и конструкционных особенностей, аэрографы отличаются принципом подачи краски. Все зависит от задач, для которых предназначен аэрограф.
 
1.      Есть два основных типа подачи краски, первый это так называемый гравитационный тип, когда бачок для краски располагается  в верхней части аэрографа либо сбоку. Краска в данном типе течет внутрь аэрографа под обычным атмосферным давлением, важно, чтобы у воздуха был доступ внутрь бачка, иначе краске перестает течь. Обычно бачки для краски небольшого размера, иногда совсем отсутствуют ,когда нужно совсем небольшое количество краски для очень мелких работ. У многих аэрографах, использующих гравитационную подводку краски емкости являются частью самого корпуса и их нельзя менять или снимать.
 
2.      Второй тип подачи краски в аэрограф, это бачки или баночки сифонного типа, которые располагаются обычно сбоку или внизу аэрографа, и главный их плюс это большие размеры и возможность быстро менять их на другой цвет, либо быстро промывать. Этот тип удобен для покраски больших поверхностей и при работе с большим количеством оттенков краски. Единственный минус, это то, что большие банки иногда могут закрывать изображение, над которым работает художник, и имеют больший вес.
 
3.      Менее распространенный тип подачи краски это подводка различных цветов краски по нескольким шлангам к одному аэрографу. Этот принцип  использовался в приборе Chamelion Spectrum 2000 в 80-90 годы. У него есть как большие плюсы в том, что не нужно менять совсем никакие емкости ,а просто переключать с одного цвета на другой и между ними периодически промывать , но так же есть и минусы в громоздкости конструкции и большем весе и нагрузки на руку, еще один минус промывка всей системы после использования, что требует много времени. На данный момент не много фирм производят такой тип аэрографов, один из примеров оборудование компании Fengda, китайского производителя.
 
4.      Еще один экзотический тип подачи краски для аэрографа это система фирмы Copic, которая источником краски использует маркеры этой же компании. Эти маркеры предназначены в основном для профессиональных дизайнеров, и принцип действия этой системы заключается в том, что на сам корпус маркера одевается механизм с подачей воздуха и сдувает краситель с кончика маркера. Плюс этой системы в том, что в коллекция цветов и оттенков Copic огромна, но использовать их можно только на специальной бумаге и предназначены они в первую очередь для дизайнерского эскизирования.
 
Вот основные фирмы, производящие аксессуары для аэрографии  и оборудование для них, и ссылки на их сайты:
 
1.      Iwata/Medea
 
2.      Paashe
 
3.      Hansa
 
4.      Aztec
 
5.      Efbe
 
6.      Bear air
 
7.      Badger
 
8.      Rich Pen
 
9.      Kopykake
 
10.   Thayer & Chandler
 
11.   Sotar
 
12.   Grex
 
13.   DeVilbiss
 
14.   Master
 
15.   Blick
 
16.   Copic
 
17.   Renegade
 
18.   Dura Block
 
19.   Sata
 
20.   Holbein
 
Так же вы можете скачать несколько путеводителей по аэрографам от известных американских  журналов аэрографии, где очень подробно описываются все модели каждой фирмы, представлен ценовой диапазон ( правда не всегда верный) ,и самое главное, в сравнительной таблице дана информация о том для чего предназначен каждый конкретный аэрограф, и какими красками можно пользоваться при его использовании.
 
Скачать гиды по аэрографам.
 
Пароль: levdesign
 
К сожалению, на Российском рынке представлены далеко не все фирмы производящие оборудование для аэрографии, и очень мало магазинов, а те которые есть, продают обычно один и тот же ассортимент, который достаточно скуден, да и еще за завышенные цены. Мой совет , покупать по возможности все через западные магазины в интернете, это сэкономит ваши деньги, и позволит выбрать именно тот аэрограф, который нужен вам для вашей конкретной задачи.
 
Лев Кузьмичев 2011. Частичная или полная перепечатка и использование материала только при указании источника LEVDESIGN.RU и Льва Кузьмичева
 
В следующей статье мы боле подробно посмотрим на конструкцию аэрографа.