Аэрография авто

3.2. Первопроходцы аэрографии. Прецизионизм и Ар-Деко часть1 Кассандр

Большинство источников утверждает, что аэрограф с начала 20 века и до 60 годов был забыт для искусства и почти не использовался, что является абсолютной глупостью, потому что, его как инструмент применяли очень многие художники, иллюстраторы 20-40 годов. Конечно, основная масса аэрографов применялась, как я уже говорил, для банальной ретуши фотографий, хотя и это было по сути своего рода искусство. Хорошие мастера по ретуши фотографий также ценились: большим спросом пользовалась ретушь домашних фото и портретов, на них убирали все ненужное и старались приукрасить человека, насколько это было возможно. Очень часто ретушь фотографий аэрографом использовалась в политических целях, даже со временем появился термин «airbrush history», когда на фото убирали ненужных людей или менялся фон, чтобы преподать фото в нужном виде в газете или журнале. И эти изменения люди редко замечали, так как аэрограф давал возможность сделать все очень чисто и, главное, похоже на саму фотографию по фактуре.
 
Технику аэрографии быстро заметили художники плакатисты, которые стали очень востребованы к 30-40 годам, художники иллюстраторы и т.д. В меньший степени его использовали художники течения прецизионизм, хотя им как раз сам бог велел использовать аэрограф, потому что все их направление было подчинено интересам к механизмам и машинной эстетике, да и стилистика их изображений была очень аэрографичной. Это течения называют так же «кубистическим реализмом»  – разновидностью американского модернизма 1920-х годов. Его характерные черты — использование композиции кубистов и машинной эстетики футуристов в специфи­ческой американской иконографии, то есть в изображениях ферм, фабрик и машин, ставших неотъемлемой частью американского пейзажа. Название придумал художник и фотограф Чарлз Шилер, оно весьма точно характеризует и его резкофокусную фотографию и квази­фотографический стиль его живописи. 
 
Прецизионизм был самым важным явлением в амери­канском модернизме 1920-х годов. Его влияние прослежива­ется как у реалистов, так и у абстракционистов последую­щих поколений. Машинный кубизм Фернана Леже 1940-х годов — лишь один из примеров. Одним из самых известных прецизионистов был Чарльз Демут, и его самая известная работа “Я увидел золотую цифру 5” .Упрощенные, абстрактные формы, чистые линии и поверхности, темы коммерции и индустрии предвосхищают и поп-арт, и минимализм. А сглаживание мазков, ровные плоскости, свойственные технике аэрографии, тщательность обработки и уважение к мастерству мы еще встретим в произведениях Гипер­реализма 1970-х годов.
 
Другой, известный всем стиль в искусстве, архитектуре, мебели – Ар Деко. Правда этот термин не использовали в 1920-30-е годы. Французы, например, называли его «современным стилем». И если самыми знаменитыми представителями стиля Ар Деко были дизайнеры и архитекторы, то художники тоже внесли свой вклад, в том числе художники владевшие техникой аэрографии. Упрощенные формы и яркие цвета Ар Деко особенно импонировали графикам. Самым знаменитым мастером плакатов той эпохи был французский художник Адольф Жан-Мари Мурон. Он родился в 1901 году на Украине, в Харькове, и стал известным под именем А.М. Кассандр.  В 1915 родители перевозли его во Францию, где он обучался в школе изящных искусств. Свой псевдоним он взял в 1923 году.
 
 С 20-х годов Кассандр принадлежал к  кругу авангардистов. Его друзьями были: Роберт Делоне, Фернан Леже. Со временем он заработал репутацию дизайнера со смелым, строго геометрическим стилем плаката в том числе принесшего славу стилю Ар Деко. Он создал сотни плакатов для различных компаний и мероприятий и получил престижную премию на выставке в 1925 году. Большинство из них было выполнено именно с использованием новомодного технического средства – аэрографа. Его вклад в графический дизайн, в том числе современный, невозможно оценить. Пожалуй, самым известным его плакатом является «Нормандия» 1935г. Между 1936-1939 годами он перебирался в Нью Йорк, где создавал великолепные обложки для журнала Harper's Bazaar. В 1939 он переехал обратно в Париж, где продолжил работу графическим дизайнером, создавая плакаты, шрифты, разрабатывая театральные декорации и занимаясь живописью. В 1963 году он создал великолепную монограмму для Yves Saint Laurent. К сожалению, в 1968 году он не справился с депрессией и покончил жизнь самоубийством в Париже.
Много прекрасных плакатистов течения ар-деко использовали в своем творчестве аэрограф.
 

Лев Кузьмичев 2011. Частичная или полная перепечатка и использование материала только при указании источника LEVDESIGN.RU и Льва Кузьмичева

 

Продолжение в следующей части.